10 правил выбора вина — как исключить фальсификат


Этикетка — это самый настоящий паспорт вина. Благодаря информации, указанной на этикетке, можно понять, где, из чего и каким образом был произведен тот или иной алкогольный напиток. Самое главное — научиться делать правильные выводы из прочитанного. Эксперты из Роскачества рассказали, как нужно читать этикетку на бутылке, и поделились с россиянами советами по выбору вина.
  • Почему этикетке стоит верить
  • Происхождение вина
  • Вино и винный напиток
  • Как производят вино
  • Сколько сахара в вине
  • Важен ли год урожая?
  • Как определить выдержку вина
  • «Подозрительные» ингредиенты

Происхождение вина

В каждом винодельческом регионе свой климат, сорта винограда и традиции виноделия, поэтому напиток, произведенный в одном уголке страны, может быть абсолютно не похож на тот, что изготовили в другом. В настоящее время в России действует ГОСТ на производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и с защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП). Всего в нашей стране насчитывается 8 защищенных географических указаний. Это Кубань (Краснодарский край), Долина Дона (Ростовская область), Крым, Севастополь, Дагестан, Долина Терека (Кабардино-Балкария и Северная Осетия), Ставрополь (Ставропольский край) и Нижняя Волга (Волгоградская и Астраханская области).

При этом ГОСТ на вина защищенного географического указания предусматривает использование не менее 85% винограда конкретного региона и 15% винограда из других регионов. Требования к винам защищенного наименования места происхождения гораздо строже: производитель должен использовать только виноград из указанного региона.

Надо отметить, что термины ЗГУ и ЗНМП обязательно должны сопровождаться информацией о конкретном регионе производства вина. К примеру, «вино защищенного географического указания Кубань» или «вино защищенного наименования места происхождения Кубань, Новороссийск».

Помимо вин ЗГУ и ЗНМП, внимания потребителей заслуживают и столовые вина — при их производстве допускается использование импортных виноматериалов и российского винограда из любого региона.

Ориентируйтесь на цену

Всегда помните о том, что хороший напиток не может стоить дешево. Если вы приобретаете продукт немецкого или французского производителя по цене ниже, чем этот продукт стоит на родине, то говорить о качестве, а тем более подлинности такого напитка не приходится.

При этом не забывайте, что фальсификат производится с целью получения сверхприбыли, поэтому «заботливый» производитель может взвинтить сумму за бутылку практически до небес.

Если вы не отпускаете мысли попробовать настоящее французское вино, то лучшим способом сделать это, будет купить билет на самолет и отправиться на дегустацию. Но, если перелеты в ваши планы не входят, а хорошего вина все же хочется, то выбирайте продукт с особой тщательностью, обращая внимание на самые незначительные мелочи.

Как определить выдержку вина

При обозначении выдержки вина некоторые производители пользуются международными терминами — например, «резерв» или «гранд резерв». Однако в России такая терминология не принята, так что ориентироваться на нее не нужно. Выдержанными в соответствии с российскими законами считается вино, которое выдерживалось не менее 12 месяцев до даты розлива. Коллекционным называется вино, выдержанное в течение трех и более лет в стеклянной бутылке.

Что касается игристых вин, выдержанными имеют право называться те из них, которые выдерживали не меньше 6 месяцев по завершении брожения для вин, изготовленных по методу Шарма, и не меньше 9 месяцев для вин, произведенных классическим методом. Ну, а коллекционные игристые должны выдерживаться в бутылках не меньше двух лет.

В Роскачестве объяснили, как правильно читать винную этикетку

В первую очередь необходимо определиться, что планируется купить: вино или винный напиток. Производство напитков в Российской Федерации законно, однако к их качеству предъявляются более низкие требования, чем к вину.

Эксперты организации объяснили, что в состав винного напитка может входить до 50% виноматериалов различного происхождения (даже не виноградных), а другие 50% может составить вода, сахар, ароматизаторы и ряд других добавок.

В Роскачестве рекомендовали искать настоящее вино по этикетке, на которой должно быть написано «вино ЗГУ», «вино ЗНМП» или «вино столовое». Если на наружной стороне этикетки отсутствует слово «вино», имеет смысл обратить внимание на этикетку с оборотной стороны. Там, скорее всего, будет стоять маркировка «винный напиток».

Если есть термины ЗГУ (защищенное географическое указание) и ЗНМП (защищенное наименование места происхождения), значит должна быть информация и о регионе, где было произведено вино. Например, «вино защищенного географического указания Кубань» произведено на территории Краснодарского края. Подчеркивается, что вина ЗГУ и ЗНМП могут быть исключительно «природно-полусладкими» или полусухими. Алкоголь в их составе может быть получен только с помощью брожения виноградного сырья. Добавить спирт изготовитель имеет право лишь в ликерные вина. И данные о содержании в вине алкоголя должны быть обязательно нанесены на этикетку. Предельная доля этилового спирта в винах с маркировкой ЗГУ должна составлять 15%.

Также на этикетке, как правило, пишется год урожая винограда. Если есть термин «виноматериал», то его пугаться не надо. Так называется вино до того момента, как его разлили в бутылки и не закупорили пробкой.

Кроме того, вопросы могут вызвать такие компоненты вина, перечисленные на контрэтикетке, как сульфит (сернистый ангидрид). Эта регламентированная ГОСТом пищевая добавка защищает вино в бутылке во время перевозки и хранения.

Другой «пугающий» ингредиент — диоксид серы (Е220). Но на самом деле эту пищевую добавку также не стоит бояться. В результате процесса брожения в вине могут оставаться микроорганизмы, однако от них можно избавиться, нагрев напиток до высокой температуры. В этом случае вино утратит тонкий фруктовый аромат и свежесть. Существует альтернативный вариант — использовать сертифицированный во всем мире диоксид серы, который является, по сути, аналогом пастеризации.

Vivino Wine Scanner

В приложение можно загрузить фотографию винной этикетки и определить год урожая, винодельню и название напитка. Сейчас в базе 9 миллионов вин. Кроме того, в Vivino доступны рейтинги и отзывы пользователей и профессиональных сомелье — можно ориентироваться на них, если хотите попробовать что‑то новое. После того, как оценили несколько вин, вы будете получать рекомендации, исходя из ваших предпочтений.
appbox fallback https://play.google.com/store/apps/details?id=vivino.web.app&hl=ru&gl=ru

appbox fallback https://apps.apple.com/ru/app/414461255

Косвенные признаки подделки вина

При таком обилии красителей, ароматизаторов, загустителей и прочих полностью синтетических «чудес химии», как в современном пищевом производстве, неудивительно, что уже даже спиртное нужно выбирать с осторожностью. Проблема в том, что для изготовления подавляющего большинства спиртных напитков требуется ничуть не меньше времени, чем для изготовления элитных сортов сыра и колбас, на созревание которых иногда уходят годы и десятки лет.

как определить хорошее вино

К сожалению, проверить качество любых спиртных напитков, которые мы покупаем в уже разлитом и закупоренном виде, практически невозможно. Вернее, готовая упаковка сильно затрудняет проверку, так как основными показателями качества вина служат:

  • отсутствие видимых примесей и осадка (осадок допускается для вина разлитого в бутылки несколько лет назад);
  • текстура;
  • букет.

На его вкус и цвет нам уже полагаться, конечно, не стоит – во всяком случае, безоговорочно, поскольку качественные имитации в этом смысле выглядят весьма убедительно… А вот что по-прежнему выдает подделки даже высокого уровня, так это запах вместо букета, поскольку воспроизвести естественный аромат породистого вина пока еще никому не удалось. Но в том-то и загвоздка, что наглухо закупоренная бутылка лишает нас возможности оценить этот очень важный момент.

Итак, как определить качество вина по бутылке, стоящей на полке в супермаркете? Поскольку добраться непосредственно до напитка в данном случае не получится, нам действительно остается судить лишь по ней, ценнику и другим, так сказать, окружающим его параметрам. Они и называются косвенными признаками, так как не имеют отношения к вину внутри.

как определить хорошее вино

  1. Крупные сети супермаркетов лучше защищены от появления на их полках подделок просто потому, что они не работают со «случайными» представителями рынка. То есть они стараются не закупать единичные партии неизвестно чего, заключают долгосрочные договора и требуют сопровождать каждую партию полным набором документов, которые могут понадобиться надзорным органам. Вдобавок они берут приличные деньги за размещение продукции на полке. Так что «самогонщикам», как правило, работа с ними просто не по карману, да и не по душе (а о добропорядочных самогонщиках и секретах их технологии читайте подробнее). Следовательно, риск нарваться там на подделку значительно ниже, чем в небольшом розничном магазине, где значительно больше условий для случайной закупки чего-нибудь по-настоящему опасного.
  2. Следующее, на что нам нужно обратить особое внимание, – это сама бутылка. Слишком темное и/или непрозрачное стекло – подозрительная деталь, так как даже не слишком благородные вина не нуждаются в защите от солнечного света. Зато в ней нуждаются суррогаты – напитки, имеющие мало общего с вином, поскольку их изготавливают не путем брожения винограда, а смешиванием винной кислоты, винного уксуса, воды и спирта. Затем в эту смесь добавляют какой-нибудь краситель для улучшения ее цвета и ароматизатор, позволяющий улучшить ее запах. Именно краситель в них является самым заметным и одновременно неустойчивым компонентом, так как он может менять цвет, если солнце слишком разогреет смесь, да и сам по себе он обычно мутноват. Оттого пускай и через несколько недель, но он в любом случае начнет оседать ко дну, придавая вину в нижней части бутылки сходство с фруктовым соком. Так что в непрозрачное стекло, картонные тетра-паки и жестяные банки всегда упаковывают «плебеев» среди напитков – смеси из нескольких ингредиентов полностью синтетического происхождения.
  3. Бутылка слишком вычурной формы, с броскими элементами дизайна – отличный коммерческий ход. Однако если разлитый в такую тару напиток стоит не дороже обычного, содержимое этого «декора» наверняка низкого качества, так как тара, которая гарантированно обратит на себя внимание покупателя и поднимет тем самым продажи, стоит значительно дороже обычной. Если производитель не поскупился заплатить за нее, стало быть, он сэкономил на качестве «начинки».
  4. Бутылка с вином (за исключением игристого или шампанского) может быть закупорена только пробкой – не резиновой или, тем более, пластиковой заглушкой. Даже изготовленное из самого обычного винограда или смеси нескольких сортов винограда (то есть не благородного происхождения) вино должно «дышать». В противном случае оно скиснет и превратится в уксус. Поэтому материал пробки – показатель важный. И если производитель использовал сторонние материалы, или мы просто не можем разглядеть, чем закупорено горлышко, потому что его полностью закрывают наклейки, данный продукт лучше оставить на полке.
  5. Жизненно важной для любого вина информацией являются данные о стране и предприятии, где его произвели, сорте винограда, из которого оно сделано, проценте содержания спирта и сахара. Все это говорит о качестве вина столько же, сколько паспорт – о гражданине государства. Если эти данные полностью или частично заменены рекламными описаниями, значит, продукт имеет неизвестное и, скорее всего, полностью синтетическое происхождение.
  6. Этикетка

    Спиртные напитки обладают практически бесконечным сроком годности, но это не значит, что на бутылке с вином не нужно указывать дату его разлива (как раз вино, особенно не самого благородного сорта, со временем может утратить свои качества и даже скиснуть). Хороший производитель понимает это достаточно хорошо, чтобы оттиск даты был четким, располагался на специально отведенном для этого месте на этикетке, был проштампован ровно, а не так, как будто поставивший его предварительно «продегустировал» не один литр содержимого этих бутылок.

  7. Акциз

    Излишне напоминать о том, что табачные и ликероводочные изделия должны иметь акцизную марку на каждой пачке/бутылке. Да, уплата акцизного сбора обычно делает продукт дороже, но этот механизм и защищает нас от покупки подделок. 100% продукции, с которой не был уплачен акцизный сбор, – это вовсе не контрабанда, а продукт подпольного производства, часто опасный не только для здоровья, но и для жизни.

  8. Качество дизайна и печати всех декоративных и информационных бумажных наклеек на бутылке должно быть высоким.
  9. Слишком броский дизайн (позолота, контрастные, яркие цвета и др.) обычно клеят на продукт низшего качества – уважающий себя производитель товара высокого класса предпочтет не заманивать покупателя столь дешевыми «штучками», потому что они слишком уж бросаются в глаза. Но этот закон не строг, и отступления от него в последние годы наблюдаются все чаще, по мере развития индустрии рекламы.
  10. Разводы клея и косо приклеенные этикетки характерны для подделок, так как на хорошо оборудованном производстве их с безупречной точностью клеит автомат – сама производственная линия. Небрежность в оклейке бутылки со всей очевидностью выдает ручную работу, которая, конечно, могла проводиться только в подпольном цеху.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сад? Да!