Необходимая фильтрация вина в домашних условиях

Виноделы стремятся к совершенству вкуса, поэтому сегодняшний урок «Школы крафта» полностью посвящен теме фильтрации. Я познакомлю вас с народными и современными методами фильтрации, с возможностями фильтр-прессов для крафтового виноделия. Вы научитесь очищать вино с максимальным сохранением букета и цвета напитка.

Звенит звонок – начинаем урок!

Осветление вина

Вино нуждается в фильтрации, которая еще и осветляет напиток

Как это было раньше

Конечный продукт труда винодела редко бывает прозрачным. В вине могут оказаться жмых, остатки дрожжевых культур, винный камень, сахарный осадок. Такие включения не только делают вино эстетически непривлекательным, но могут провоцировать повторное брожение, что сведет на нет все труды и хлопоты. Поэтому вино нужно очистить.

Можно воспользоваться одним из народных методов с применением натуральных адсорбентов:

  • яичного белка;
  • желатина;
  • казеина (молока);
  • активированного угля;
  • порошка дубовой коры.

Алгоритм простой: подготовленный активный агент добавляют в вино и оставляют на некоторое время. Затем снимают с осадка. Из-за того, что многие вещества как бы склеивают нежелательный осадок, процесс фильтрации еще называют оклеиванием.

Часть методов предполагает использовать физические свойства веществ, чтобы заставить взвесь осесть на дно:

  • охлаждение;
  • нагревание с последующим охлаждением.

Здесь также все несложно: после охлаждения или нагрева с последующим охлаждением взвесь опускается на дно и вино просто снимают с осадка.

Есть способы, основанные на простом физическом процеживании, например через матерчатый фильтр.

Это помогает удалить крупные фракции взвеси – жмых или какие-то посторонние включения.

Яичный белок

Осветление вина ? дополнительный этап виноделия

Использование разных плодов и ягод, не завершенное брожение могут привести к наличию взвеси даже в отфильтрованном винном продукте. В таких случаях вино осветляют. Процесс иначе называют оклеиванием.

Для осветляющей обработки используют:

  • танин,
  • белок куриного яйца,
  • желатин,
  • клей из рыбы,
  • казеин молока,
  • глину бентонит.

Танин рекомендуют для оклеивания вин из ягод, вишен, сладких яблок, у которых мало дубильных веществ. К1 л вина нужно добавить 30гр порошка и оставить смесь на неделю.

Взбитый белок одного куриного яйца сможет осветлить 50 л винного материала. Выдерживать смесь нужно около 3 недель. Метод пригоден для всех красных вин.

Желатин хорошо осветлит яблочные и грушевые вина. В один стакан холодной воды добавляют 1,5 гр гранул, выдерживают сутки, затем разбавляют теплой водой и добавляют к 10 л вина. По окончании двух недель взвесь осядет на дно.

Рыбий клей осветляет подобно желатину. Метод использования аналогичен.

Для виноградных вин рекомендуют в качестве осветлителя обезжиренное коровье молоко. Взвесь склеивает, находящийся в молоке, казеин. На 10 л напитка достаточно 50 мл молока. Выдержать смесь нужно при комнатной температуре 5 дней.

Прекрасным адсорбентом является бентонит. У него большая поверхностная активность, соответственно, очищающая способность. На 1 л вина может потребоваться от 1 до 3 гр глины. Точно определить количество осветлителя можно, экспериментируя и наблюдая полученный результат. Глина прекрасно поглощает взвесь. Главное, не переусердствовать, чтобы не удалить ароматические и вкусовые компоненты. Гранулы глины заливают 10-кратным избытком воды, оставляют на 12 часов. Набухший бентонит разбавляют таким же объемом холодной воды, добавляют в виноматериал и оставляют на несколько дней.

Вино, полученное после осветления, не будет содержать взвеси.

Бентонит – верный помощник винодела

Если вы планируете достичь максимального результата при минимальных вложениях, то откажитесь от перевода яиц и желатина. Просто возьмите недорогой и эффективный бентонит.

Бентонит – натуральный адсорбент природного происхождения. Выпускается в порошке или в жидком виде. Его основные преимущества – способность адсорбировать белковые остатки, осаживать на свою поверхность остаточные колонии дрожжей. Бентонит отлично осветляет и очищает вино, повышает его стабильность за счет удаления дрожжевых следов. Это снижает опасность повторного брожения.

Как использовать порошок бентонита для фильтрации?

Для виноградных и фруктовых вин потребуется 50–70 грамм порошка бентонита на 10 литров напитка.

  • Сухой бентонит залейте водой в соотношении 1/3 или 1/5. Если вы взяли 50 г осветлителя, то воды нужно от 150 до 250 мл.
  • Дайте постоять 3–4 часа. За это время бентонит набухнет и образует густую кашицу.
  • Излишек воды слейте.
  • В смесь добавьте небольшое количество вина, достаточно 50–100 мл.
  • Хорошо размешайте и тонкой струйкой влейте в основной объем.
  • Перемешайте и оставьте на некоторое время (до нескольких дней).
  • После того как на дне образуется осадок, а вино посветлеет, можно снимать с остатка.

Бентонит

Как использовать жидкий бентонит для фильтрации?

Жидкий осветлитель полностью готов к применению. Вам остается только отмерить его из расчета 0,5 мл на 1 литр вина, разбавить водой и влить в основной объем будущего напитка. Затем размешайте и позвольте бентониту сделать свою работу.

На очистку может уйти до нескольких дней. Сигналом ее окончания станет выпавший на дно емкости осадок и посветлевшее вино.

Когда нужно делать, как часто и сколько раз?

При изготовлении домашнего вина фильтрацию необходимо осуществить обязательно. Если винный напиток создается на основе фруктов или ягод, очистку потребуется провести несколько раз.

В среднем домашние вина очищают около трех раз, процесс брожения длится три месяца.

Выпадение осадка на дне емкости — первый сигнал окончания процесса брожения. Толщина донного слоя может достигать 5 и более сантиметров. После первой очистки вино оставляют в бутыли и ждут выпадения нового осадка, процедуру повторяют и делают до тех пор, пока хлопья не перестанут образовываться.

Посмотрите также

3 простых рецепта приготовления вина из хурмы в домашних условияхЧитать

Первый раз домашний напиток фильтруют сразу после выпадения осадка, второй раз очистку производят примерно через 60 дней, заключительное фильтрование проводят через 90 дней после выпадения первого осадка.

фильтрация вина

Фильтр-пресс в домашнем виноделии

Если вы приверженец современных технологий, если хотите экономить время, если у вас большие объемы производства или специфический состав вина с такой взвесью, которую сложно удалить бентонитом, тогда придется прибегнуть к профессиональным технологиям фильтрации. Без фильтр-пресса вам не обойтись. Он справится с фракциями, которые невозможно убрать домашними средствами.

Принцип работы фильтр-пресса состоит в том, что вино под давлением прогоняется через слои фильтрационного материала. Взвесь остается на поверхности пластин, а чистое вино стекает в емкость.

Только с помощью фильтр-пресса можно удалить винный камень, остатки дрожжей на молекулярном уровне, а также сахарный осадок, который не поддается даже воздействию бентонита, не говоря уже о яичном белке и прочих народных способах.

Остаточная сахарная или дрожжевая взвесь может быть настолько мала, что она не удаляется обычными методами, ее невозможно отцедить или осадить. Она остается в вине, и напиток через некоторое время снова начинает бродить. И только некоторые виды фильтр-картона могут убрать эту взвесь.

Молодое вино с осадком

В разных моделях фильтр-прессов может быть различное число промежуточных пластин из фильтрационного материала, от 6 до нескольких десятков. Небольшие прессы для домашнего виноделия включают минимальное количество фильтрующих слоев, 6 или 10.

Фильтр-картон: какой бывает?

Фильтр-картон – это популярный в виноделии фильтрационный материал, изготовленный из целлюлозы, в которую добавляются различные минеральные вещества. Пластины фильтр-картона имеют различную степень пористости, которая измеряется в микронах. У каждого производителя может быть собственная система обозначений (маркировки) фильтр-картона. Каждый вид имеет свое назначение и применяется для разных типов фильтрации: тонкой, грубой, средней и даже стерилизующей.

В своей работе я использую пресс итальянского производства, соответственно, и фильтр-картон также итальянский, производства компании Grifo. Его фильтр-пластины допускают до 5 циклов использования, так что расход весьма экономный.

Размеры листов фильтр-картона для разных прессов различаются.

  • Небольшие пластины 20 х 20 см используются в компактных прессах средней и небольшой мощности.
  • Для мощных производительных моделей используют пластины размером 40 х 40 см.

В технических характеристиках и описании фильтр-пресса указывается, какой размер пластин для него подходит, а уж плотность вы выбираете самостоятельно, в зависимости от того, какой тип очистки вам требуется.

Приведу таблицу маркировки фильтров Grifo и их назначения в зависимости от тонкости фильтрации.

Маркировка фильтр-пресса Назначение
V0 Поддерживает использование инфузорной земли. Используется для осветления сиропов, пива, масел
V4 Предварительная очистка. Подходит для масел первого отжима и молодых мутных вин с коллоидными образованиями
V8 Подходит для молодых вин, в том числе с высокой мутностью. Можно использовать для осветления сиропов, масел
V12 Подходит для вин со средней и небольшой мутностью
V16 Подходит для осветления вин с небольшим количеством осадков, фильтрует и осветляет все виды дистиллятов, в том числе косметические жидкости
V20 Подходит для осветления вин с сахарным осадком
V24 Подходит для самой тонкой фильтрации, гарантирует 100 % стабильности напитка

В большинстве фильтр-прессов соблюдается та же закономерность маркировки – чем выше показатель, тем тоньше фильтрация и очистка.

Плюсы и минусы фильтрации

Отношение к процедуре фильтрации противоречивое, специалисты относятся к ней довольно неоднозначно. Многие противники этого процесса утверждают, что вино является «живым организмом», удалить из которого ничего не следует. Они считают, что удаление из вина посредством фильтрации взвесей отрицательно сказывается на сложности, полноте и букете напитка. Отфильтрованное вино, по их мнению, лишается своих природных особенностей и упрощается.

Противники фильтрации считают, что если вино не фильтровать, то в нем достаточно быстро образуется густой осадок, который удаляется при помощи декантирования. Следовательно, вредные вещества, так или иначе покидают благородный напиток, но более естественным способом. Противники фильтрации предпочитают старый «дедовский» метод фильтрации при помощи отстаивания вина, считая, что только при условии минимального вмешательства в процесс рождения благородного напитка может быть произведено натуральное вино, которое практически не должно подвергаться обработке.

Потребители дорогих напитков также считают, что наиболее благородное натуральное вино не должно подвергаться интенсивной фильтрации. Они заранее согласны с появлением в нем осадка и не возражают против периодического его декантирования.

Однако, есть и другая сторона медали. Если решиться пропустить этот этап технологического процесса, не следует забывать, что, как живой организм, вино является благотворной средой для размножения бактерий и дрожжей, что довольно часто становится причиной порчи готового продукта.

Для тех, кто хочет большего

К фильтр-прессам многие виноделы относятся как к исключительно промышленному оборудованию. Но это неверный подход. Давно появились модели, которые отлично зарекомендовали себя в домашнем использовании. Я рекомендую Hobby FCH 10 и Hobby FCH 6. Обе модели итальянского производства, компактные, легко моются. Работают с соками, пивом, квасом и другими жидкостями. Это очень удобно, если вы всерьез занимаетесь крафтом хотя бы в масштабах собственного приусадебного хозяйства. Обе модели идеальны для объемов изготовления вина до 500 литров.

Hobby FCH 6

Имеет 6 промежуточных пластин, но для работы может использовать и меньшее количество, всего 4 штуки. Производительность – 200 литров в час. Работает с вином, пивом, квасом и даже вязкими жидкостями – с маслом, сиропом, настойками.

Основные плюсы устройства: экономное потребление энергии, высокая производительность, простота эксплуатации и разумная цена.

Слева направо модели Hobby FCH 6, Hobby FCH 10 SP, Professional FCP-40 30-SP

Hobby FCH 10 SP

Пресс имеет 10 промежуточных пластин размером 20 х 20, допускается использование и меньшего количества пластин – 6 или 8 штук.

Производительность – до 200 литров в час. Предназначен для фильтрации самых разных по составу и текстуре жидкостей: вина, пива, кваса, масла, сиропов, настоек и так далее.

Отличные параметры производительности, широкие возможности фильтрации и разумная цена – все, что нужно виноделу.

Что больше?

Если вы производите более 500 литров вина за сезон, то разумнее использовать серию Professional, например модель Professional FCP-40 30-SP с пропускной способностью до 1800 литров в час. В таких мощных прессах используют фильтр-картон больших размеров 40 х 40 см, а количество промежуточных пластин пресса – 30 штук.

Вино после фильтрации

Угольный фильтр для очистки самогона своими руками

Более сложный, но, в то же время, надежный способ – это обустройство самодельного угольного фильтра. Несмотря на то, что в специализированных магазинах можно приобрести угольную колонну и расходники к ним, многие предпочитают выполнить это устройство самостоятельно.

Самодельный фильтр может быть выполнен 2-мя способами:

  • Первый вариант используются для того, чтобы устранять все примеси из самогона во время перегона. Или чтобы устранить их после дистилляции.
  • Второй вариант позволяет реализовать тонкую очистку.

Лучше совмещать два способа очистки. Так на выходе получается исключительно чистый алкоголь.

Вот, что выполняют:

  • Купить древесный уголь из пальмы кокосовой или березы.
  • Учесть, что если фракция его составляет до 1 см в диаметре, то он может быть использован только для создания колонны, которая будет непосредственно подключена к дистиллятору.

Когда будет приобретен уголь, вот какие шаги необходимо сделать для того, чтобы изготовить колонну для дистиллятора:

  • Приобрести трубу 50 см в длину и диаметром 10 см. Она должна быть выполнена из пищевой нержавеющей стали.
  • В верхнем конце навинчивается специальная крышка, оснащенная штуцером.
  • А по нижней торцевой части запаивается конец, но он также оборудуется штуцером.
  • В нижней части фиксируется сетка.
  • Устанавливаются ножки.

Фильтрация самогона происходит в этом случае достаточно эффективно.

Но, так как сделать угольный фильтр можно и уже для полученного самогона, стоит описать и этот метод. Он максимально прост. Для его изготовления необходимо:

  • Взять пластиковую емкость не менее чем 2 л в объеме.
  • Срезать у неё дно.
  • В область горлышка выложить сеточку и насыпать уголь. Вместо сетчатой ткани можно использовать ватные диски.
  • Если не хочется использовать пластиковую бутылку, то можно взять медную емкость с лейкой на конце. И выполнить установку ваты или сеточки и засыпать древесный уголь.

Такие нехитрые манипуляции помогут в домашних условиях осуществить очистку самогона до состояния идеально чистого спиртного.

Домашнее задание

Расскажите, как вы фильтруете домашнее вино? Жду ваших рассказов с фото «до» и «после».

Фильтруй правильно!

На сегодняшнем уроке мы научились фильтровать вино цивилизованно, с помощью современных средств, которые достойны быть в арсенале каждого винодела. Вы узнали об устройстве и возможностях фильтр-прессов и о том, чем они могут быть полезны в домашнем виноделии. Звенит звонок – урок окончен! Спасибо за внимание.

Добавляйте хештеги к своим домашним работам #школа_крафта #cosmogon

Зависимость образования осадочных элементов от вида вина

Любое вино образует осадок, напиток необходимо отфильтровать и переливать в новую бутыль, будь то белое, красное вино, сделанное из винограда или ягод, значения не имеет.

Домашнее вино — натуральный продукт брожения, и осадок в нем в процессе изготовления может выпадать несколько раз, соответственно, и фильтрацию необходимо произвести повторно.

Посмотрите также

Как осветлить вино холодом в домашних условиях, пошаговая инструкцияЧитать

Выпадение винного камня в виноградном вине — признак благородности напитка, такие продукты виноделия ценятся дегустаторами и производителями вин. Избавляться от такого осадка нет необходимости.

осадок в бутылках

Что надо знать, снимая вино с осадка

Другой конец трубки держат над поставленным здесь горшком, ведром, миской или иной посудой или вставляют в горло другой бутыли.

Втягивая через этот конец ртом воздух из трубки, вскоре заставляют течь по ней вино, которое, таким образом, и будет переливаться в подставленные сосуды до тех пор, пока уровень вина в посуде (бочке или бутыли) будет выше, чем уровень вина в сосудах, куда вино слито, либо пока погруженный в вино конец трубки не выйдет из вина и не окажется на воздухе.

Для того, чтобы вино лучше проветрилось, следует, чтобы оно выливалось из трубки тонкой, возможно более длинной струйкой (для этого-то посуду с вином и нужно поставить повыше) или даже слегка разбрызгивать льющееся вино.

Осадок, оставшийся в посуде после переливки вина, все же содержит в себе довольно значительное количество вина. Чтобы его использовать и очистить от осадка и мути, весь осадок взбалтывают и выливают в мешок, сшитый из фланели или из толстого салфеточного холста и укрепленный на козелках или привязанный к ножкам опрокинутой вверх ногами табуретки. При этом вино будет процеживаться и стекать в подставленную внизу миску довольно чистым и прозрачным. Это процеженное вино присоединяют к вину, перелитому с помощью трубки.

В то время, пока вино процеживается с осадка, виноделу нужно подготовить новую посуду для перелитого вина. Если нет другой посуды немного меньшего размера, то приходится перелитое вино вливать опять в прежнюю посуду, конечно, тщательно ее отмыв от приставшей пены на стенках и в горлышке и от остатков осадка, несколько раз выполоскав посуду с содой.

Но лучше и безопаснее, в особенности, если готовится вино слабое столовое, во избежание порчи его, слить перелитое вино в посуду меньшего размера. Дело в том, что, как мы уже сказали, при постановке для брожения сусла посуда им наполняется не до веpха, а лишь на 4/5—6/7 объема; кроме того, на осадок уйдет часть вина.

Таким образом, после переливки у нас окажется вина меньше и займет оно в прежней посуде уже около 3/5—5/7 ее объема. А от этого увеличится площадь свободного соприкосновения вина с воздухом, почему и возрастет опасность заболевания вина уксусным брожением, цветением и др. болезнями. Поэтому повторяем, что лучше перелитое вино слить в посуду меньшего размера, наполнив ее доверху, до самого горла и даже до пробки, чтобы уменьшить опасность соприкосновения с воздухом. Для вин крепких эта опасность гораздо слабее, они заболевают реже и их можно вливать и в прежнюю посуду.

Если винодел имеет несколько посуд с вином одного сорта то, конечно, можно соединить вино из нескольких посудин в одну и налить ее доверху. Еще лучше, если у винодела останется немного излишка вина, которое следует слить в отдельную небольшую посуду и сберегать про запас для доливки усыхающего вина в других больших посудах.

Наполненную вином бутыль или бочку закупоривают опять пробкой с бродильным шпунтом и переносят в более прохладное место для вторичного, тихого

брожения.

Причины мутности вина

Причин помутнения может быть несколько, но даже при выполнении всех правил приготовления бывает неприятная мутность. В чем кроется проблема:

  1. Недостаточная фильтрация. После того, как молодое вино сливают с бродильной емкости, его нужно обязательно профильтровать. И делается это несколько раз по необходимости. Банальное нежелание производить дополнительные действия может стать причиной непрезентабельного вида.
  2. Плохое качество приспособлений для фильтрации – еще один корень проблемы. Не профильтровывайте жидкость через неисправные аппараты.
  3. Попадание кислорода при хранении. Именно поэтому виноделы так настойчиво твердят: «Вино нужно хорошо закупоривать!».
  4. Чересчур высокая температура хранения приводит к появлению небольших частиц в виде хлопьев. Винам необходимые четкие температурные режимы.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сад? Да!