Водка уже давно стала национальным достоянием нашей страны, даже невзирая на то, что придумали ее задолго до появления крепкого спиртного на Руси. Но именно у нас этот крепкий алкоголь настолько прижился и популяризировался, что превратился в традиционный русский напиток. И действительно, какое торжество обходится без беленькой. Рюмочкой с горячительным встречают и провожают гостей, поднимают с тостами и закупают в большом количестве на любое торжество.
Водка имеет древнюю и интересную историю, где существует много слухов и домыслов. Интересна история старинных мер объема этого алкоголя. Например, шкалик водки – это сколько, а что такое чекушка? Кстати, слово «чекушка» настолько сильно прижилось среди россиян, что стало уже известным литературным выражением.
Шкалик и чекушка — старинные меры объема водки, используемые до введения метрической системы измерений
История мер объема
В питейном мире древней Руси основной и главной мерой объема жидкостей выступало обычное ведро. Размер этой тары составлял 12,299 л. Все прочие измерения формировались с учетом именно этого базового стандарта и были ему кратными. Например, бочка – мера объема, равнявшаяся 40-ка ведрам.
При различных торговых расчетах, где требовалось обозначить литраж, самым удобным стало ведро. Его объем применяли при розничных и мелкооптовых продажах.
Из этой конфигурации рассчитывались и порции крепкого алкоголя, даже те, которые отпускались на розлив. На старинных этикетках ликероводочной продукции можно увидеть именно обозначение ведра. Например, на этикетке легендарной водки Смирновская указан объем в 1/20 ведра. Это соответствовало литражу водочной бутыли – 0,61 л.
На старинной этикетке Смирновской водки можно увидеть измерение объема в ведрах
С периода правления Петра I стандартными мерами, учитывающими спиртное, стали бутылки. А с переходом на метрическую систему расчетов объем используемой тары начал высчитываться на базе новой меры – литра, что по старинке означало 1/12 ведра. Объемы бутылей, которые в те времена равнялись 0,61 л или 1/20 ведра, стали называть «штофом». То есть выпить штоф водки, означало принять «на грудь» бутылку крепкого алкоголя (чуть больше пол-литра).
Легендарная чекушка
С горячительными напитками у нас прочно ассоциируется и с еще одно обозначение – чекушка. Почему именно чекушка водки, это сколько объема крепкого спиртного входит в такое определение? Изначально чекушку называли «четушкой», которая впоследствии превратилась в известное наименование.
В дореволюционное время была распространена еще одна водочная мера – «жулик». Так называли небольшую по объему бутылку, вмещающую в себя 1/4 л беленькой.
Чекушка приравнивалась к объему в 0,246 л (или 1/50 ведра) и вмещала в себя пару (или «чету») чарок. Чарка водки равнялась бутыли объемом 0,12 л (или 1/100 ведра). Кстати, чарку называли не менее известным словом – «сотка» или «мерзавчик». А вот небезызвестный «шкалик» являлся наименьшей спиртовой мерой и приравнивался к 0,061 л (или 0,5 чарки, или 1/200 ведра).
Повседневное общение
Однозначно сказать об уместности емкого определения в конкретной ситуации нельзя. В официальных документах оно давно не употребляется, поскольку в качестве меры объема не используется. Звучит неформально и даже игриво. Поэтому нужно отталкиваться от контекста: если разговор происходит в магазине, то для покупателя небольшая бутылочка – это шкалик. А вот уже в кафе или баре речь идет о спиртных напитках в маленьких стаканчиках.
Слово не имеет оскорбительного подтекста, не задевает собеседника. Чаще всего говорящий подразумевает некую малую порцию, и этот смысл доминирует над остальными. Но доступных значений слишком много, поэтому стройте фразы так, чтобы товарищи поняли.
Откуда появилось название
По поводу происхождения такого слова, как «чекушка» существует несколько теорий. Большинство историков связывают это слово с «четушкой», то есть мерой, вмещающей в себя две чарки (чарки в ту пору еще обозначали «четами»). Но некоторые великорусские княжества XIV–XV веков использовали это определение (четь) за 1/4 части кади (нестабильная мера веса, широко распространенная в те времена).
Одна из теорий происхождения слова «чекушка» связывает его со старинной мерой веса «кадь»
Историческая теория происхождения
В XVII веке чекушкой стали называть 4 пуда зерновых, и только в XIX веке, когда алкоголь стал широко распространен на Руси, чекушка превратилась в 1/4 ведра, которая весила чуть больше 2 л. Интересно наблюдение известного российского зоолога М.Д.Зверева. Натуралист, находясь в походах, не раз отмечал, что мужики из русских селений называли чекушками бутыли водки, которые они укладывали в сапоги и, перекинув их через плечо, несли до дому.
«Рыбацкая» версия
Есть теория, что слово «чекушка» имеет тюркское происхождение (турецкое наименование c’akic в переводе означает «молоток»). Это слово имеет непосредственное отношение к рыбацкому древнему промыслу. Ведь свежепойманную рыбу на Руси имели свойство глушить по голове специальной деревянной колотушкой (молотом или молотком необычной формы). Такой процесс славянские рыбаки именовали как «чекушить рыбу», то есть оглушать. Но причем здесь водка?
Слово «чекушка» связывают с деревянной колотушкой, по форме похожей на бутылку водки
Дело в том, что на Руси вплоть до XIX века крепкий алкоголь, идущий на разливную продажу, фасовали в небольшие по форме ведерные бутыли. Эта емкость по своему внешнему виду напоминала колотушку, которую использовали для глушения рыбы. По этой причине их и стали называть «чекушками». С течением времени бутыли сменились на объем поменьше и превратились в известные нам бутылки, но манера называть их «чекушками» так и осталась.
Одиночество на дне стакана. Почему россияне стали чаще покупать шкалики и чекушки
Россияне все чаще стали покупать алкоголь в бутылках объемом 100 и 250 миллилитров, о со ссылкой на участников рынка. 23% всей проданной водки было разлито в малую тару, рассказали газете в «Nielsen Россия». В компании отмечают, что по состоянию на март текущего года подобные покупки участились на 4-5%, а их доля в общем потреблении выросла на 2%.
Подробнее
Между тем популярность чекушек и шкаликов растет среди россиян уже два года подряд, говорят производители крепких напитков. Так, у одной из самых продаваемых является водка объемом 250 миллилитров — на нее приходится около 18% от общего реализуемого объема. У Beluga Group ситуация похожая: небольшие емкости пользуются спросом в сегментах минимальной розничной цены (215–229 рублей за 0,5 литра) и эконом (230–269 рублей за 0,5 литра).
У , которая выпускает водку «Талка», дела также пошли значительно лучше после того, как в ассортимент пришла водка малого разлива. Продажи компании, согласно статистике Drinks International, за прошлый год увеличились на 28% — до 2,3 миллиона девятилитровых коробов. И значительная часть реализуемой продукции выпала на бутылочки по 100 миллилитров.
Накатить по маленькой
Источник фото: РИА «Новости»
По данным Росалкогольрегулирования, в 2021 году розничные продажи водки выросли на 7,1% и достигли 71,4 миллиона декалитров. Во многом увеличение популярности связано с акцизами, отмечают опрошенные «360» аналитики. В период с 2021 по 2021 год власти их заморозили, и сейчас стоимость акцизной марки на литр алкоголя крепостью более 9% составляет 523 рубля.
При этом из-за снижения покупательной способности россияне вынуждены переходить на более дешевое спиртное либо на меньший объем, отмечает руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Похожая ситуация была в периоды обострения финансовых кризисов: 1998 и 2008 годы. В это время у потребителей возникает потребность пить из маленькой тары, но в пересчете на литры потребление спиртного вовсе не снижается. Такая зависимость связана с отсутствием компании и увеличением индивидуального потребления. Особенно это характерно для городского населения», — заметил собеседник «360», подчеркнув, что подобная тенденция в ближайшие годы сохранится.
При этом траты на алкоголь при такой схеме лишь растут. Для производителей разливать водку в более мелкую тару более затратно, что сказывается на итоговой стоимости продукта. В результате две бутылки по 0,25 литра обойдутся дороже, чем одна 0,5 литра
Вадим Дробизруководитель ЦИФРРА.
В пользу аргументов эксперта говорит и последний опрос ВЦИОМ, который показал, что доля непьющих россиян постепенно снижается: с начала кризиса 2014 года она упала с 40 до 33%. При этом, согласно статистике Росстата, за это время в стране стало больше тех, кто выпивает один-два раза в месяц: их доля выросла с 24 до 32%.
Более того, изменилось социальное поведение людей, что повлияло и на культуру потребления алкоголя, уверен президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. По его мнению, у россиян больше нет времени и желания собираться компаниями и устраивать застолья. «Поэтому они берут маленькую бутылочку по дороге домой и выпивают за ужином. При таком раскладе никто не считает их алкоголиком, на работу не нужно приходить с похмелья, а от стресса потребитель избавился. Особенно это касается жителей больших городов, которые понимают, что им необходимо кормить семью. Поэтому у них просто нет времени на застолья», — подчеркнул собеседник «360».
Похожая ситуация наблюдается не только в России, добавляет аналитик. В качестве примера он привел устоявшийся тренд в Польше, местные жители которой около 30% от всего алкоголя покупают в малой таре. «Несмотря на то, что себестоимость такого продукта дороже, поляки все равно предпочитают небольшой объем. Он не так бьет по их социальному статусу, но помогает снять стресс», — говорит Косарев.
Лекарство от одиночества
Источник фото: РИА «Новости»
По оценкам ЦИФРРА, в прошлом году среднестатистический россиянин употребил 14,3 литра алкоголя, что на 8% выше выпитого в 2017-м. При этом больше всего спиртного в год выпивают в Ненецком автономном округе, Сахалинской, Магаданской и Московской областях, а также Карелии. Самыми трезвыми регионами в очередной раз стали республики Северного Кавказа: Чечня, Ингушетия и Дагестан.
Подробнее
Между тем часть россиян пьют крепкие напитки в одиночку, поэтому и покупают их в малой таре, отмечает в разговоре с «360» главный врач МЦ «КОРСАКОВ», психиатр-нарколог Алексей Казанцев. «Все чаще россияне стали употреблять в одиночку. Одни таким способом пытаются зафиксировать дозу, чтобы не впасть в запой и снизить стресс. Однако результат получается противоположный: в компании у потребителя меньше шансов прийти к запою. Алкогольная зависимость всегда приходит от одиночества», — утверждает врач.
Дело в том, что при алкоголизме у пациента в первую очередь поражаются те структуры мозга, которые помогают людям выстраивать дружеские отношения, добавляет психиатр-нарколог Марат Агинян. «И алкоголь — это такой суррогатный способ заполнять пустоту в жизни человека. Поэтому одиночество выступает базовой проблемной роста зависимости», — заключил собеседник «360».
Чекушка в Стране Советов
Этот старинный термин был таким популярным, что не потерял своей славы и во времена Союза. Слово «чекушка» особенно активно стало использоваться во времена печально известного «сухого» закона. В те времена, в целях безопасности страждущие алкоголя люди называли так бутылку водки, пытаясь как можно безопаснее обозначать запрещенную продукцию.
Ведь в то время получить наказание можно было даже при одном лишь упоминании о водке. Поэтому любое спиртное, самогон, купленный из-под полы, называли «чекушкой». Это слово помогало моментально находить общий язык с самогонщиками и планировать с друзьями алкогольные посиделки.
Русский быт
Устаревшей считается трактовка, что обозначала осветительный прибор: наполненный специальным маслом или обычным салом стаканчик, в который вставляли фитиль и поджигали. Конструкция была устойчивой, максимально безопасной и могла длительное разгонять мрак. Поэтому использовали ее даже в качестве декоративного элемента, что можно увидеть в некоторых литературных произведениях. К сожалению, версия совершенно не отвечает на вопрос: шкалик – это сколько? Ведь в основе импровизированного светильника лежит базовое значение слова:
- мера вина;
- тара такого объема.
За термином скрывается двухсотая часть классического ведра или 61,5 мл. Примерно равно стандартной разовой порции алкоголя. Отсюда появились иносказательные варианты. В частности, исследуемым понятием называют рюмочки, стопки. Также и миниатюрные бутылки с водкой получили сходное название.